Лучшие 10 онлайн игр для обучения малышей и дошкольников

Родители, видя тягу ребёнка к информационным системам (видеоиграм, как правило), стараются помогать в изучении — дают книги, где “разжёвывается” материал по известным языкам программирования, сами объясняют основные принципы, но встречаются со стеной непонимания. Эта проблема распространена у малышей 2-4 лет.

В таком случае рекомендуется обратиться к онлайн-проектам. Дошкольник не только изучит основы алгоритмизации, поймёт базис информатики, но и проведёт время с любимыми героями. Управление, равно как и задания настраиваются в соответствии с возрастом, что освобождает взрослых от лишних забот.

Code Monkey

Эта платформа придумана для тех родителей, которые хотят познакомить ребёнка с основными понятиями алгоритмизации, но не знают, как подступиться к процессу обучения. С помощью красочного оформления, персонажей и понятного интерфейса проект научит детей всех возрастов (даже малышей, по заверениям разработчиков) создавать простенькие программы.

Единственная проблема, с которой может столкнуться ребёнок — текст пояснительного материала в основном представлен на английском языке (есть и русские вставки). Однако с первых уровней (в бесплатной версии их всего лишь 30) становится понятно, что с помощью небольших готовых кусочков программы от игрока требуется составить алгоритм, действуя по которому обезьянка — главный спутник будущего программиста — сможет собрать все бананы на локации. В основном используется язык программирования Python, а также CoffeScript.

С каждым курсом сложность программ повышается, количество требуемых строк сводится к минимуму, что заставляет игрока использовать нестандартные методы решения тех или иных задач. Однако за продолжение родителям придётся платить порядка 3,25 доллара в месяц, в соответствии с выбранным тарифным планом.

Язык программирования LOGO

На данный момент, кажется, о LOGO знают все благодаря тому, что он используется в конструкторах с похожим названием — LEGO Mindstorm. В этой среде с помощью красочных блоков можно составлять алгоритмы полноценных (даже очень сложных) программ, совершенствовать их и в дальнейшем представлять на различных соревнованиях.

Однако родители, которые не владеют финансами на покупку этого дорогостоящего конструктора, могут вытереть пот со лба. Для Windows и Mac OS есть соответствующие программы FMSLogo и ACSLogo (интерфейс представлен в основном на английском языке). В русских школах можно встретить ПервоЛого и ЛогоМиры — адаптацию. Единственное ощутимое отличие от реального MindStorm’а — проверка алгоритмов в действии происходит в виртуальном мире.

Несмотря на то, что удовольствие ребёнка стоит миллионы, заплатить за эти программы придётся гораздо меньшую сумму — пару тысяч рублей. Однако такое вложение обязательно окупится — язык программирования, созданный ещё в далёком 1967 году, пользуется популярностью у преподавателей информационных систем и по сей день. Дополнительным стимулом для изучения часто называют то, что огромное количество хакатонов с денежными вознаграждениями по LOGO проводятся каждый год.

Kodable

Программист — одна из самых высокооплачиваемых и востребованных профессий на данный момент. Именно поэтому многие родители стараются привить к ней интерес детей с самого раннего возраста, но, как правило, сталкиваются с трудностями — весь обучающий материал представлен в текстовой форме, которую тот же малыш 2 лет вряд ли сможет обработать.

Kodable — проект, который не требует ничего читать. Разработчики постарались представить всю информацию в графической форме, чтобы даже новорожденный смог всё понять и составить алгоритмы для решения. Яркий интерфейс, а также возможность создавать собственного главного героя добавляет интереса к игре. Позже открывается возможность создавать собственные игры или короткометражные мультфильмы, а также делиться ими в сообществе.

Как было ранее сказано, этот проект учит не читать сухой материал, а воспринимать его. То есть, ребёнку придётся на первых порах самому догадываться, что от него требует задание — довести смайлик до заданной точки, собрать предметы или нарисовать фигуру. Доступный с самого начала бесплатный пакет заданий широкий, но, если хочется добавить немного испытаний, родителям придётся заплатить в соответствии с тарифами.

ПиктоМир

Если не хочется тратить излишнее время на изучение английского языка, чтобы освоиться в главном меню сайта, стоит обратиться к российским проектам. Например, ПиктоМир, созданный при участии НИИСИ РАН мало чем уступает своим западным конкурентам.

Помогать ребёнку в изучении основ алгоритмизации будет маленький милый жёлтый робот, беспрекословно подчиняющийся приказам своего “капитана”. Для упрощения игрового процесса используются не текстовые их вариации, а графические — пиктограммы. Такая идея помогает детям ориентироваться не на прочитанный текст, а на собственные догадки, что благоприятно сказывается на развитии логического мышления.

Правда, следуя по опыту своих иностранных аналогов, ПиктоМир очень редко приводит объяснение того, что нужно делать. Ребёнок должен сам, увидев игровое поле, понять, что от него хотят разработчики и за установленное количество ходов (обычно их хватает впритык) решить проблему. Особенности проекта — бесплатность, а также мультиплатформенность. Для прохождения доступно несколько миров, каждый из которых включает порядка 10-20 подуровней — соскучиться точно не удастся!

Scratch jr

Многим знаком такой проект, как Scratch. Он пользуется популярностью не в одной сотне российских школ, а сколько иностранных преподавателей используют его в своём учебном процессе — остаётся только гадать. Однако несмотря на то, что интерфейс как сайта, так и приложения максимально упрощён, у некоторых детей всё равно имеются проблемы с его восприятием из-за наличия текста в блоках — слишком мелкий шрифт, излишне яркое графическое оформление, незнание терминологии или просто неумение нормально читать.

Специально для них была придумана более упрощённая версия — ScratchJr (Scratch Junior). По словам разработчиков, она рассчитана на детей 5-7 лет, так как вместо привычных операторов используются маленькие иконки действий — пиктограммы. Задания тоже более упрощённые, нежели в полноценной версии, однако это не должно помешать творить будущим создателей шедевров, особенно, если в этом им будут помогать родители.

Особенности этого проекта — полная бесплатность, а также наличие версий для обширного количества платформ (компьютеров, смартфонов). Если создать учётную запись на официальном сайте, можно будет продолжать изучать программирование даже находясь в пути!

Moana: Wayfinding With Code

Дети задаются вопросом, что лучше, чем изучение чего-то нового в команде с любимыми персонажами. Разработчики этой онлайн-игры решили сделать процесс обучения программированию для детей всех возрастов не только познавательным, но и крайне интересным. Например, сделали Моану — героиню культового мультфильма — новым учителем информатики.

Игроку предстоит выполнять простейшие задания с помощью составления небольших программ. Как правило, они будут ограничиваться действиями “Продвинься вперёд”, “Повернись направо” и подобными, что упростит процесс. Однако для того, чтобы в полной мере погрузиться в игру, нужно владеть минимальным уровнем владения английским языком — есть даже сюжетная линия, объясняющая многие алгоритмы.

Lighbot

Несмотря на то, что сейчас легко найти онлайн-игры для изучения программирования, слишком много тех, которые просят выполнять непонятные действия. Некоторые дети задаются вопросами, зачем им переводить кролика через дорогу сквозь сотню препятствий, рисовать треугольники для Смешарика или пытаться придумать хитроумный план для собирания фруктов.

На этот случай разработчики LightBot постарались придумать максимально полезную задачу. Игроку предстоит вновь обеспечить жителей светом, который создаётся роботом под руководством ребёнка. Задания несложные, приемлемые для 5 лет, однако есть версия для более старшего возраста. Геймплей представлен английским языком, но алгоритмы строятся с помощью изображений действий.

Robozzle

Очень часто приложения, не отличающиеся обилием красок в графической составляющей, оказываются крайне информативными. Например, этот проект, который изначально кажется крайне примитивным, предлагает пользователям самых разных возрастов одни из самых интересных и сложных загадок.

Больше не придётся думать, как за три действия пройти расстояние в 100 клеток — задания на Robozzle гораздо сложнее и требуют от ребёнка полной концентрации и логики. Если малышей этот проект не восхитит, то дети 10-12 лет, которые знакомы с основами алгоритмизации, смогут найти много нового. Несмотря на то, что это бесплатная игра, придётся задуматься над тем, чтобы подтянуть английский.

Ludos

Иногда стоит расслабиться, откинуться на спинку стула и подумать о том, чтобы сыграть в нечто успокаивающее — например, собрать онлайн-паззл. Но мало кто знает, что сделать это можно с пользой для мозга. Достаточно зайти на Ludos — игру, в которой эта головоломка решается с помощью программирования!

Некоторые уже задались соответствующим вопросом, возможно ли такое вообще. Оказывается, да! С помощью нескольких команд  создаётся программа для ИИ, чтобы он решал паззлы самых разных сложностей. Подойдёт детям как дошкольного, так и более младшего возраста.

Итоговая таблица

ИграВозраст, летЦенаЯзык программированияЯзык обучения
CodMonkey 6+Бесплатно первые 30 уровней , дальше нужно оформить подпискуPython, CoffeScriptАнглийский, частично русский
ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ LOGO6+ПлатноLogoАнглийский, русский
Kodable4-10Есть бесплатный тарифВизуальныйАнглийский
ПиктоМир6+БесплатноВизуальныйРусский
Scratchjr5+БесплатноScretchРусский, Английский
Moana5+БесплатноScretchАнглийский
Lightbot5+БесплатноВизуальныйАнглийский
Robozzle10-12БесплатноПазлАнглийский
Ludos5+ПлатноВизуальныйАнглийский